(Малюшицкий Василий Андреевич; 50-е гг. XVI в.? - до 4.06.1608), суражский староста, публицист, издатель, участник острожского культурно-просветительского кружка. Правосл. публициста В. С. с суражским старостой В. А. Малюшицким отождествил И. З. Мыцко. Ранее исследователи (митр. Филарет (Гумилевский), митр. Макарий (Булгаков), А. Селецкий и др.) высказывали предположение, что В. С.- одно и то же лицо с Клириком Острожским; это мнение было опровергнуто Н. Ф. Сумцовым и К. В. Харламповичем.
В. С. происходил из шляхетской семьи. Его отец Андрей Иванович в 1580 г. продал кн. К. К. Острожскому Суражскую вол., сохранив для сына должность старосты. В нач. XVII в. В. С. все еще исполнял эту должность, что исключает возможность принятия им духовного сана или монашеского пострига (предположение о принятии им сана или пострига высказывалось нек-рыми учеными). В документах, относящихся к деятельности суражского «шпиталя», В. С. назван «старшим строителем и патроном» этого последнего, что, возможно, было связано с его должностью, поскольку на содержание «шпиталя» шли доходы с Суража и 9 окрестных сел. Возможно, В. С. был дидаскалом острожской школы, к-рая с 1582 г. располагалась в Сураже.
В 1588 г. В. С. написал и издал в острожской типографии соч. «Книжица о единой истинной православной вере». Он также подготовил к изданию сб. «Маргарит» (1595) и Псалтирь с восследованием (1598), для Псалтири написал предисловие «Правила истиннаго живота христианского». Предисловие и «Книжица о вере» подписаны: «Многогрешный и худший в христианех убогий Василий». В 90-х гг. по приглашению кн. Острожского В. С. участвовал в диспуте с иезуитами, на к-ром присутствовал буд. униатский митр. Иосиф Вельямин Рутский. В. С. выполнял и др. поручения князя - в 1593 г. передал его письмо Ипатию Потею.
Основное содержание «Книжицы о вере» (343 с., 8°) заключается в анализе и опровержении постулатов, высказанных в трактатах иезуитов П. Скарги «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» (Skarga Р. О jednosci Kościoła Bożego pod jednym pasterzem - 1577) и Б. Гербеста «Веры Церкви Римской выводы и история греческой неволи до унии» (Herbest В. Wiary Kościoła Rzymskiego wywody у greckiego niewolstwa historia do jedności - 1586), а также в критике календарной реформы 1582 г. (введение григорианского календаря). Сочинение В. С. состоит из предисловия и 6 разделов, каждый из к-рых посвящен особой теме: единство веры во Христе, вопрос об исхождении Св. Духа, критика мнения католиков о главенстве Римского папы, необходимость служения литургии на квасном хлебе, а не на опресноках, критика григорианского календаря. 6-й разд. направлен против протестантов и защищает необходимость почитания св. икон и украшения храмов. Кроме того, в книге В. С. рассмотрены католич. представления о чистилище, католич. практика субботнего поста, вопрос о браке священнослужителей, различия между католич. и правосл. литургией. Доказательства правосл. полемиста основаны на обширной подборке цитат из Свящ. Писания и трудов св. отцов и правосл. богословов 1-й пол. XVI в.- прп. Максима Грека, старца Артемия и Василия Никольского; т. о., «Книжица о вере» представляет собой энциклопедию полемического материала, рассчитанную на ученого-полемиста.
«Книжица о вере» имела широкое распространение в восточнослав. регионе и оказала влияние на авторов «Перестроги» и «Вопросов и ответов православному с папежником» (по мнению Мыцко, автором 2-го сочинения был В. С., однако доводы исследователя недостаточно убедительны), на Иоанна (Вишенского), Стефана Зизания (см. Зизании), М. Броневского (Христофора Филалета), Захарию (Копыстенского), отдельные положения «Книжицы о вере» вошли в «Кириллову книгу» (М., 1644).